Услуги в поезде, о которых вы даже не подозреваете

Если вы купили обычный билет на среднестатистический поезд, вы вправе рассчитывать на определенный комфорт.

Скидка до 50% на билет
Вы можете купить билет дешевле, если сделаете это заранее. У многих железнодорожных компаний, включая «РЖД», действует принцип динамического ценообразования: цена зависит от сезона, спроса и наличия свободных мест. Это дает шанс купить билет в купе за 60–45 суток практически по цене плацкарта.

Туалет на вокзалах для пассажиров — бесплатный
При наличии билета с вас не должны взимать плату за посещение туалетов по пути следования поезда. Ссылайтесь на «Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров...».

Выбор места в вагоне
Еще на стадии покупки билета вы можете попросить кассира выбрать для вас наиболее комфортное место. Стоит заранее посмотреть схему вагона, чтобы оказаться подальше от туалета, и ехать на боковой, нижней, верхней полке — кому как нравится. Людям большого роста будет неудобно на укороченных полках в начале и конце вагона (обычно это 1 и 2, 35 и 36 места). Помните о том, что некоторые купе могут оказаться аварийными (зачастую 3-е и 6-е): открыть окно не получится.

Повышение класса комфортности
Во время посадки на поезд вы можете поменять класс обслуживания на более высокий с доплатой при наличии свободных мест.

Ранний выезд
Вы можете выехать на более раннем поезде без какой-либо доплаты при наличии свободных мест.

Ребенок — бесплатно
Дети до пяти лет на поездах «РЖД» едут бесплатно, если не занимают дополнительного места. С пяти до десяти лет действует детский тариф. У зарубежных компаний, как правило, дети до четырех-шести лет также едут бесплатно

Право на остановку
Каждый пассажир «РЖД» имеет право сделать в пути остановку с продлением срока действия билета не более чем на десять суток. Отметку об остановке нужно проставить у администрации вокзала в течение четырех часов с момента прибытия поезда. Для дальнейшего проезда придется оплатить стоимость плацкарты (плата за пользование вагоном)

Задержка по болезни
Если в дороге вы заболели, билет не сгорает: вы можете выйти на любой станции, получить медицинскую помощь и по справке переоформить свой билет на более позднюю дату

Вернуть деньги за билет
Если произошла отмена или задержка отправления поезда, вам обязаны вернуть полную стоимость за билет независимо от времени возврата

Право на опоздание
Если вы опоздали на поезд, в течение 12 часов можно выехать на другом, доплатив лишь стоимость плацкарты. В случае болезни или несчастного случая можно уехать в течение пяти суток или получить обратно стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты. Если вы отстали от поезда, багаж будет ждать вас на следующей станции в бюро находок

Право ездить без белья
Если вы едете в плацкарте днем или желаете спать лишь в собственном спальном мешке, у вас есть полное право отказаться от постельного белья. «РЖД» пытаются навязать эту услугу, включив стоимость белья в цену билета. Однако по закону пассажиры плацкартного вагона могут отказаться от оплаты этой услуги в момент приобретения билета в кассе. Имейте в виду: если вы не взяли белье, вам запретят пользоваться одеялом, подушкой и матрасом, ссылаясь на санитарные нормы.

Скидка на групповой билет
Если вы едете группой от десяти человек, скидка на билеты может достигать 40%. Зависит от сезона и размера группы

Перевозка багажа
Провоз ручной клади весом до 36 кг и до 180 см по сумме трех измерений в вагоне «РЖД», в СВ — до 50 кг. Дополнительно можно провезти лыжи, палки, удочки и другие вещи не более 100 см по сумме трех измерений. В ручной клади можно перевозить детские коляски, байдарки, велосипеды без мотора в разобранном и упакованном виде

Что вы можете попросить у проводника?

  • Вы можете попросить застелить кровать, и вы не должны сдавать белье — это обязанность проводника. Проводник обязан помочь застелить кровать инвалидам, пожилым людям, беременным женщинам, пассажирам с детьми. В фирменных вагонах верхние полки обычно застелены.
  • Требуйте ремень безопасности, если вы или ваш ребенок спите на верхней полке. На ответ «нет в наличии» просите поискать в соседних вагонах или у начальника поезда.
  • Стакан и ложку вам должны предоставить бесплатно, даже если вы не покупаете чай.
  • Настольные игры (шашки, шахматы, домино) также входят в цену билета.
  • У проводника можно попросить набор ниток, иголок, предметы ухода за одеждой и обувью, а также медикаменты. Никакой платы взиматься не должно.
  • Зарядить мобильный телефон де-юре можно бесплатно, но де-факто проводник просит от 50 руб. Иначе — розетка у туалета.
  • Еще одна лотерея: попросить проводника положить продукты в холодильник или разогреть что-либо в микроволновке. В фирменном поезде вам, скорее всего, пойдут навстречу, в обычном все зависит от человеческого фактора, но попытаться стоит.
  • Свежая пресса и санитарно-гигиенический набор (зубная щетка, зубная паста, мыло, влажная салфетка для рук, салфетка для обуви) входят в бесплатный набор фирменных поездов.
  • Проводник должен обеспечить соблюдение «Правил поведения граждан в железнодорожном транспорте». Если ваши соседи распивают спиртные напитки, находятся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, мусорят, нарушают ваш покой, вы вправе потребовать проводника вмешаться.

Источник